0

Механические детские машины

История детского транспорта в СССР

Почему-то считается, что детские механические машины СССР – это, в первую очередь, знаменитая модель «Москвича». Популярность такого детского транспорта вполне объяснима – на московском заводе для его производства был создан отдельный цех со вполне полноценным конвейером и удивительными по тем временам условиями труда.

«Москвич» на пике популярности

Судьба таких педальных моделей очень схожа с историей их прототипа. В первую очередь, количество проданных экземпляров взрослых автомобилей и их младших собратьев может отличаться в единицах, но с округлением – почти одинаковое. Детские механические машины «Москвич» выпускались тиражом по 200 тысяч экземпляров в год и несколько раз оптимизировались.

С 1960 по 1973 годы с конвейера АЗЛК (завод им. Лихачева) сходила почти точная копия «Москвича 403».
С 1973 по 1994 годы можно было купить мини-копию более современной модели. Правда, существует мнение, что после улучшения конструкции в 1981 и 1984 годах игрушка стала скорее собирательным образом известной марки, чем имитацией определенной модели.

meh-moskvich-2

Первооткрыватели детских механических машин

Несмотря на популярность, мини-«Москвичи» — далеко не единственные детские механические машины СССР и даже не первые из них. Настоящим пионером в этом отношении стал Горьковский автомобильный завод, который в 30-х годах прошлого века выпускал ограниченные партии мини-копий ЗИМа. Такие изделия отсутствовали в свободной продаже, распределялись по регионам и использовались, как правило, в целях агитации – для детских велопробегов, на демонстрациях и т.п. Кузов, педали и руль каждого автомобиля были выполнены из дерева.

Подхватил эстафету Челябинский кузнечно-прессовый завод, во второй половине 50х годов XX столетия представивший юным любителям детских механических машин копию знаменитой «Победы». Стоит сказать честно, тираж таких машин просто несопоставим с запомнившимися всеми «Москвичами». «Побед» за период с 1957 по 1964 год было создано всего 67037 штук, не удивительно, что купить такую модель, созданную, кстати, вполне профессиональными и заслуженными конструкторами Барсуковым, Кистовичевым и Савельевыми, было еще сложнее. Зато в год первого выпуска таких автомобилей первомайскую демонстрацию в Челябинске украсила детская автоколонна.

Менее известные модели

Существовали и другие модели, возможно, не завоевавшие значительного признания и популярности, но бывшие безмерно дорогими своим владельцам:

  • «Радуга М-3»: Челябинский кузнечно-прессовый завод, с 1977 по 1992 годы
  • «Львовянка»: Львовский завод «Автопогрузчик, с 1980 по 1993 годы
  • «Нева»: Ленинградский АЗ с 1970 года
  • Еще менее известными были «Оренбуржец» из одноименного города и «Орь» из Орска

 

В ногу со временем

Не обошлось и без отражения политики партии в производстве детских механических машин.
Так, в 1957 году появились космолеты «Ракета» и «Стрела», вначале с цепными, а потом – и с педальными приводами, а в 1970 году юная смена вслед за взрослыми участвовала в становлении сельского хозяйства на трехколесных «Тракторах».

Неизвестно, каким образом в этот парад новых технологий и завоеваний человечества попал ретро транспорт – конь с повозкой. Когда седок крутил педали, конь бил передними ногами, имитируя скачку. В гриве был спрятан сигнал, подражающий ржанию. Став героем многих шуток, «конь педальный» Омского авиационного завода прожил долгую жизнь – его выпускали с 1950 по 1990 годы.

Нет жизни без дороги

Любовь, проверенная годами, не может быть случайной, а потому ваш ребенок, восхищенно глядя на детскую механическую машину, не капризничает и не клянчит впустую, а совершенно осознанно пытается реализовать потребность к освоению пространства и всего нового. Кроме того, он делает первые шаги и получает базовые навыки, которые пригодятся для управления более сложной техникой – квадроциклом, а потом и настоящим автомобилем.

  • Поделиться с другими